Бзыбский храм-крепость, датируемый IX-X веками, временем расцвета Абхазского царства. Храм называется так от реки Бзыбь, на берегу которой расположен. Неподалёку также начинается ущелье, для защиты которого, по всей видимости, и была построена крепость. По обеим сторонам дороги стоят высокие башни. Можно подумать, что они остались с тех времён, но это не так. Хотя стройматериалы именно те. Дело в том, что в 1914-16 годах задумали строить здесь железнодорожный мост и не нашли ничего лучше, как соорудить его опоры, разобрав стены крепости. Мост так и не построили, а крепость развалили.
Когда-то крепость состояла из двух комплексов – двух линий, между которыми была возведена стена, нижняя часть которой проходила возле идущей от Бзыбского брода дороги. Стены крепости состоят из хорошо отшлифованных известняковых плит. Семь четырехугольных и полукруглых башен усиливали стену. Еще пара башен стояла у ворот с восточной стороны. Лучше остальных сохранилась угловая башня – в ней можно увидеть даже остатки деревянных перекрытий и балок. На самой вершине скалы, в центре Бзыбской крепости, возвышается православный храм, построенный в эпоху Абхазского царства. Это была крестово купольная трехапсидная церковь. Храм неплохо сохранился – отсутствуют только обрушившиеся купол и свод. Археолог Ю. Воронов, исследовавший храм, был впечатлен богатством архитектурных форм внутри него. Ученый обнаружил в зарослях фундамент еще более древнего храма. Во время раскопок ему удалось найти обнаружить несколько артефактов, датируемых VIII-Х веками. Сегодня эти предметы можно увидеть в Сухумском краеведческом музее.
Если тщательно присмотреться, то с Бзыбской крепости можно увидеть спрятавшуюся в зелени на противоположном берегу Бзыби Калдахуарскую крепость.
Легенда о двух крепостях
В Абхазии есть легенда о том, как были когда-то взаимосвязаны обе крепости – Калдахуарская и Бзыбская. «Рассказывают, что обитатели крепости договорились о дружбе и мире. Они решили жить по одинаковому распорядку дня: в одно и то же время просыпались, совершали трапезы, молились и выходили в поле на работы. Было условлено, что сигналом для начала того или иного занятия будет подергивание переброшенной через Бзыбь виноградной лозы. Мирно текло время в обеих крепостях. Шли годы. Такое благополучие не давало покоя соседям крепостей, и они решили их поссорить. Завистники стали дергать лозу без повода и в неурочное время, давая ложные сигналы. Это породило между жителями крепости недоверие, переросшее в ссоры, раздоры и войну, опустошившую обе цитадели».