Маркетинг и инновации - вот что создает прибыль. Все остальное - затраты
Питер Дрюкер

Кто этот Питер Дрюкер?

Питер Дрюкер – южно-американский учёный австрийского происхождения, теоретик менеджмента. Он работал в Гарвардском университете, а также был профессором нескольких колледжей, где преподавал философию, политику, историю и религию. Позже – преподавал менеджмент и социальные науки, специализировался на экономике, консультировал бизнесменов и политиков.

Что он сделал для менеджмента?

Питер Дрюкер изменил подход к управлению – доказал, что в нём важен контекст: именно из-за контекста один и тот же подход не во всех организациях работает одинаково. Он выделил управление как отдельную функцию, а менеджера – как отдельную единицу ответственности.

А что, до него все думали как-то иначе?

Да. Было принято считать, что менеджмент – это точная наука, в ней есть определённые правила, от которых никогда нельзя отступать.

А Питер Дрюкер своими исследованиями доказал, что любая организация является одновременно и экономическим, и социальным органом, и нельзя всеми управлять одинаково, нужно давать сотрудникам больше свободы. Он во многом опередил своё время, поэтому его часто называют отцом-основателем современного менеджмента.

Дрюкер признавал ценность научного подхода к менеджменту, но считал, что нужно учитывать и корпоративную культуру каждой конкретной организации.

То есть он создал свою концепцию управления?

Нет, Питер Дрюкер не создавал никакой конкретной системы или концепции, а скорее объединил уже знакомые подходы к управлению и советовал грамотно их сочетать.

Дрюкер считал, что цель любого бизнеса – “создать клиента”, потому что именно он платит и решает, что важно. А вот что, по мнению Дрюкера, должен делать менеджер:

  • управлять, исходя из поставленных целей;
  • брать на себя риски;
  • принимать стратегические решения;
  • создавать такую команду, которая сможет управлять собой и измерять собственную производительность и результаты;
  • точно передавать информацию и мотивировать сотрудников;
  • видеть бизнес в целом;
  • соотносить продукт и всю отрасль с окружающей средой, выяснять, что важно.

Дрюкер сам когда-нибудь был менеджером?

Нет, он не был менеджером ни в одной компании, но был исследователем. И не изобретал концепции, а только изучал, предполагал и предлагал теории управления.

Когда General Motors пригласила его написать о компании, его задачей было “изучить, что представляет собой современная организация и что на самом деле делают менеджеры, управляющие ею”.

Дрюкер получил возможность на практике проверить свою теорию, что организация по существу является не только экономической, но и социальной системой. Он почти два года участвовал в заседаниях совета директоров, анализировал, как принимаются решения, как строится управление на производстве. В General Motors Дрюкер провёл много интервью с топ-менеджерами, руководителями отделов и простыми работниками.

Ему удалось выяснить что-то интересное?

Он обнаружил, что сотрудники компании демотивированы из-за постоянных правил и жёсткого контроля, поэтому работали медленно. Решения тоже принимались медленно, никто не видел конечного результата. По итогам этого исследования в 1946 году Дрюкер опубликовал книгу «Концепция корпорации». Там он описал свои представления об управлении, в том числе:

  • социальную и экологическую ответственность организации;
  • как строятся отношения между человеком и организацией;
  • какова должна быть роль высшего руководства;
  • как нужно принимать решения;
  • почему обучение и переподготовка менеджеров должны вестись постоянно (Дрюкер делал акцент на их личную ответственность за саморазвитие);
  • что такое трудовые отношения и какими они должны быть;
  • как организация может выстраивать взаимоотношения с обществом и клиентами.

Но я слышал про какую-то другую книгу?

Запросто. Всего он опубликовал 39 книг, они были переведены на разные языки. На русском есть, например, “Практика менеджмента” и “Эффективный руководитель”. Книги он писал в основном по экономике, политике и теории менеджмента. Кроме того, он часто публиковался в периодических изданиях.

У Питера Дрюкера были разнообразные интересы: журналистика, оценка искусства, альпинизм, чтение, преподавание менеджмента, консалтинг и писательство.

Эти идеи кажутся слишком уж очевидными

Сейчас они кажутся нам такими именно потому, что уже стали классикой. Когда Дрюкер их только сформулировал, они воспринимались как новаторские. Многие темы он рассматривал в таком ракурсе, в котором раньше их не исследовали. Например, много времени посвятил изучению корпорации как организма.

Вот в чём Питер Дрюкер оказался первым:

  • определил роль топ-менеджеров как хранителей корпоративной культуры;
  • назвал наставничество и развитие сотрудников одной из задач топ-менеджмента;
  • считал, что успех компании зависит от того, насколько понятно руководитель объяснит подчинённым своё видение ситуации;
  • предлагал компаниям сократить число управленческих уровней (сделать иерархию компактнее);
  • считал, что основная цель организации – “создание клиента”;
  • предположил, что качество – мерило производительности.

Что посоветуете почитать про Питера Дрюкера?

О нём есть материалы в журнале Harvard Business Review или на сайте Австрийского общества, которое носит его имя. И можно посмотреть видео, где о Дрюкере и его работе рассказывают коллеги.

А ещё почитайте книги и статьи самого Дрюкера. Можно начать с книги “Эффективный руководитель”.

Добавить комментарий